/Начало - тут, про Багерово./
Ниже - микс из моих отрывочных знаний, купленной на месте брошюрки, информации на тамошних стендах, материалов из Сети, а также из рассказа нашего добровольного экскурсовода. Фотографии мои, позже Юнькины добавлю ещё, быть может.
ВММК "Балаклава" был создан на базе бывшего совершенно секретного противоатомного об'екта, предназначенного для укрытия и докового ремонта подводных лодок Черноморского флота ВМФ СССР, и начал свою работу 1 июня 2003 года. История создания и деятельности этого подземного комплекса непосредственно связана с периодом холодной войны.
(дальше, много)
Стоимость экскурсии... Упс. Точно не скажу, не посмотрела. Со студенческим - 10 грн, без оного, очевидно, около 15-20ти. Весьма дёшево, прямо скажем. Экскурсионные группы - от пяти человек. Если вы там впервые и вас меньше, чем пятеро, то лучше или доплатить за экскурсию или найти кого-нибудь из местных смотрителей и, умильно хлопая ресницами, рассказать о том, как сильно вам хотелось бы услышать что-нибудь интересное или (что ещё лучше) на стендах не написанное. Это того стоит, потому что хотя комплекс сам по себе и производит впечатление, но с грамотным рассказчиком посещение музея станет и вовсе незабываемым.Находится комплекс на западной стороне Балаклавской бухты (ул. Мраморная, 1). Тел: (38 0692) 63-75-92 (администрация), (38 0692) 63-75-93 (экскурсионный отдел). Время работы: с 10.00 до 17.00 (но касса работает до 15:00!). Понедельник - санитарный день.
(01) Наша экскурсия начинается у входа в завод. Здесь мы познакомимся с такими понятиями как батопорт /специальная морская задвижка, здесь: весом 150 тонн, предназначен для перекрытия внутренней части канала в случае нанесения ядерного удара, в наст.время утоплен почти на всю длину в спец.нишу/ и понтонный мост. А также сможем оценить размеры канала.
В конце 40-х гг ХХ века в СССР была принята "Комплексная программа по защите основных военных и промышленных об'ектов от последствий ядерного оружия". В соответствии с ней и с учётом дислокации в Балаклавской бухте основной базы подводных лодок Черноморского флота было принято решение о постройке на западном берегу бухты об'екта 1-й категории противоатомной устойчивости. Строительство в скальном массиве горы Таврос (что в переводе с тюркского значит "пустая") подземного сооружения общей площадью около 15 тысяч кв.м и автономностью жизнедеятельности 30 суток* продолжалось 9 лет (с 1954 по 1963 г.). Вначале работы вёл специально созданный военный горно-строительный отряд, а с февраля 1956 года по личному распоряжению Н.С.Хрущёва к строительству об'екта были подключены строители метростроя из Москвы и Харькова.
Комплекс включал в себя
(1) об'ект 825 ГТС (гидротехнические системы) - спеццех судоремонтного завода, предназначавшийся для ремонта торпедных подводных лодок, состоявший из
- водного канала длиной 608 м, глубиной 8 и шириной 10-24 м
- производственных площадей со станочным парком
- участков по проверке лодочного электро- и гидрооборудования
- складских и бытовых помещений
- а также сухого дока /бассейн из железобетона, отделённый от акватории канала водонепроницаемым затвором (малым батопортом)/
(2) минно-торпедную часть (включала в себя рабочие участки, где торпеды заполняли энергокомпонентами, проверяли их электрические схемы, аппаратуру самонаведения, герметичность корпусов)
(3) об'ект 820 "арсенал" - ремонтно-техническую базу для учёта, хранения, сборки и выдачи силам флота боеприпасов, в т.ч. и с ядерными боевыми зарядами
(4) топливное хранилище - склад на 9,5 тысяч тонн горюче-смазочных материалов (в структуру музея не входит)
По расчетам специалистов, сооружение могло выдержать ядерный удар, по силе равный пяти, нанесенным Хиросиме, т.е. 100 килотонн.
Канал (изогнутый - для гашения ударной волны), по которому проходили лодки в ремонтную часть, пронизывает всю гору насквозь, а выход из канала находится напротив выхода из бухты. Оба выхода из канала были закамуфлированы специальными сетками и скальной породой. Как правило, лодка заходила на завод ночью, когда город спал.**
Завод обслуживал лодки проектов 613 (Whiskey), 633 (Romeo) и 615 (Quebec) /если это кому-нибудь что-то говорит, конечно)/.
Из 400 гражданских рабочих лишь четверо имели спецпропуск во все подразделения комплекса. /На этом месте рассказа вас, наконец, должна пробрать дрожь от осознания всей секретности и мощности этого об'екта. Ну что, священный трепет ощутили?) Тогда двигаемся дальше./
(02) Проходим внутрь и оказываемся на развилке транспортных коридоров завода - паттерне. Основная паттерна длинной 300 м выводит на территорию производственных площадей. Использовалась для транспортировки подготовленных торпед из минно-торпедной части и доставки материалов, оборудования в производственную часть завода, а также как убежище для личного состава в случае ведения войны с применением ядерного оружия. Паттерна имеет закругление определенного радиуса (предусмотренное для гашения ударной волны).
Идём дальше - через защитные ворота. /Двусторчатые арочные, приводившиеся в движение гидравлическим механизмом, сварные створки из проката и листовой стали, заполненные бетоном - общий вес одной створки составляет 10 тонн./
(03) Заводская паттерна пересекается с малым транспортным коридором (длиной 65 м), предназначенным для доставки торпед из минно-торпедной части к водному каналу.
По коридорам были проложены рельсы для перемещения вручную транспортных тележек с торпедами. В центре развилки находился поворотный круг, позволяющий менять направление движения тележек - сейчас там на постаменте стоит (раскрашенный в чёрно-красно-белое) R2D2. Т.е. якорная мина, конечно. Но уж очень похож.
Осмотревшись, кроме R2D2 там можно обнаружить такие любопытные экспонаты, как ржавый якорь и старинный кофеварочный аппарат (тоже, очевидно, какая-то мина, но таблички мы так и не нашли).
Нафотографировавшись, можно отправляться дальше мимо стендов, посвящённых наводному флоту древних дней (генуэзцы, римляне и тд). Что мы и сделали.
(04) По длииинному коридору выходим на преддоковую площадку. Там обнаруживается, что на об'екте действует ещё один музей - музей Шереметьевых, посвящённый Крымской войне. Экспозиция интересная, но практически всё можно рассмотреть на плакате. Стоит посещение музея Шереметьевых столько же, сколько вход в музейный комплекс, оплачивается на месте.
Справа притаился автомат газированной воды - советских времён, как и весь музейный комплекс. Не совсем ясно - то ли это местный автомат, то ли привезли его сюда для антуража. Но симпатишненький.)
Проходим мимо него - дальше направо. Там особо ничего интересного нет (кроме музея Шереметьевых), но около батопорта не задержаться невозможно. Морской воздух почти сбивает с ног, и надышаться им невозможно.
Колоссальным усилием воли развернувшись, мы возвращаемся на преддоковую площадку. На этот раз смотрим налево.
Слева - сухой док (выгородка в канале с габаритными размерами: длина 102 м, ширина 10 м, глубина 8 м). Вход в сухой док закрыт малым батопортом, через кингстоны которого осуществлялась его заполнение водой. Перед поставкой подводной лодки на ремонт, док предварительно заполняли водой через кингстоны малого батопорта - задвижки, закрывающей вход в док. После выравнивания уровня воды в доке и канале, батопорт отводили в стороны, давай возможность лодке войти в док. Затем батопорт возвращали в исходное положение и откачивали воду из доковой камеры. Средняя продолжительность ремонта подводной лодки составляла 3-4 недели.
Переходим по мостику на ту сторону, смотрим налево. Дух захватывает, не без того.
Идём вдоль канала, мимо сухого дока - по направлению ко входу в музей.
(05) Кажется, что это всё. Маловато будет! - думаем. И правильно думаем, потому что как раз подходим к выходу из арсенала в подземный канал.
Арсенал состоял из локальной и технической зон. В локальной зоне размещались: хранилище головных частей и зал для сборки изделий. В технической - механизмы для обеспечения работы локальной зоны и автономной жизнедеятельности всего арсенала.
Погрузочная площадка арсенала предназначалась для погрузки торпед на борт подводных лодок, которые укрывались в сооружении в случае нанесения ядерного удара. В мирное время площадка использовалась в качестве учебно-тренировочной - основные работы по погрузке торпед проводились на причале. Погрузочную площадку соединяет с локальной зоной арсенальная паттерна длиной 304 м, по которому мы и отправились дальше (некоторые - щупая по дороге всё, что можно пощупать)).
(06) Подходим к шлюзовой камере арсенала, что предназначалась для защиты рабочих помещений от поражающих факторов атомного взрыва. Камера состоит из противоатомных защитных ворот (на электроприводах) с внешней стороны и защитно-герметичной двери с внутренней.
Идём дальше по арсенальной паттерне. Наблюдаем модель подлодки Foxtrot, выставку "Військова символіка України", жуть жуткую (очевидно - костюм ), модель подлодки KILO I (проекта 877, статьи такой пока нет на вики, может напишу, если не заленюсь - табличку-то с хар-ками сфотографировала).
(07) И, наконец, попадаем в собственно арсенал. Точнее - в локальную зону.
Локальная зона являлась самой секретной зоной арсенала, доступ в которую имели только расчеты, состоящие исключительно из офицеров и мичманов. В помещениях зоны осуществлялось хранение головных боевых частей изделий, проводились регламентные работы по их обслуживанию.
Хранилище обычных и боевых ядерных зарядов для торпед и крылатых ракет состоит из двух совмещенных помещений. В первом помещении хранились обычные заряды для торпед. Контейнеры с ядерными зарядами хранились во втором помещении на специальном постаменте. В хранилище строго соблюдался и поддерживался температурно-влажностный режим (5-15 градусов по Цельсию, влажность - 50-60%). Сейчас там располагается экспозиция "История становления и развития Военно-морских вооруженных сил Украины".
(08) Самое большое помещение арсенала с рабочей площадью 300 кв.м находится в локальной зоне - там продолжение экспозиции. Большая часть помещения разбита на шесть квадратов (план-карт), на каждом из которых разворачивалось рабочее место по сборке определенного вида боевых головок. Вот так это примерно выглядело:
Там нам и повезло с экскурсоводом. Ю. говорит, что молодой человек был не прочь подзаработать, я же предпочитаю думать, что он пал жертвой моих умилённо хлопающих ресниц.
Нам подробно и интересно рассказали о многом. В частности - об условиях жизни экипажа подлодки (спать на торпедах, два туалета и один душ на всех и тд), о любопытном приборе гигрометре (который состоит, помимо остального, из рыжих женских обезжиренных волос, что, как оказывается, лучше всего реагируют на изменение процента влажности в воздухе), о дельфинах (что круглосуточно посменно патрулировали вместе с водолазами в военные годы как Балаклавскую бухту, так и берега Севастополя), которых иногда скидывали с парашютом для проведения поисковых работ, а во время войны готовили из них камикадзе (там на третьей фотографии - маски на нос с контактным взрывателем) и о многом другом.
Также в том зале выставлены водолазные костюмы и, ммм, куски (нет, правда - куски)) и интерьеры подлодок.
А перед входом в этот сборочный зал с правой стороны расположены кабинеты-сейфы, в которых хранилось имущество, необходимое для проведения сборочных работ (запасные части, контрольно-измерительная аппаратура, специнструмент). Кабинеты-сейфы закрывали мощные металлические двери толщиной 18 см и весом 300 кг.
(09) На технической площадке арсенала находились пульты управления системами вентиляции и кондиционирования воздуха, понижающая подстанция, служебные помещения, сушильный шкаф для просушивания селикогеля (поглотитель влаги), учебный класс, хоз.кладовая, медпункт и тд.
На нулевом этаже (куда, увы, экскурсантам вход заказан) технической зоны размещались системы автономного жизнеобеспечения.
Для поддержания темепературно-влажностного режима все двери арсенала были закрыты. Для прохода обслуживающего персонала был предусмотрен небольшой коридор, позволяющий обойти закрытые противоатомные ворота. Коридор закрывали защитные электроконтактные двери, одна из которых всегда была заблокирована.
На этом экскурсионный маршрут подходит к концу.
Численность высококвалифицированных работников комплекса достигала сотни человек. Но со временем, не смотря на всю свою уникальность и мощь, подземный завод в Балаклаве начал терять свою стратегическую значимость. Это было связано с переходом ВМС СССР на подводные лодки других классов, которые были куда более сложными в обслуживании и большими в габаритах.
Завод работал до 1993 года. В 1994 году последняя подлодка покинула канал завода, а в 2002м комплекс был преобразован в музей. Однако до сих пор остаются секретными документы о том, кто проектировал завод, сколько средств было потрачено на его строительство. По мнению сотрудников музея, вся информация станет доступной не ранее, чем через 50 лет.
----
*полной автономии - мощные системы по очистке воздуха справились бы даже с месяцем изоляции от внешнего мира. В военное время здесь можно было надёжно укрыть 9 малых или 7 средних подводных лодок и около трёх тысяч человек. /По другим данным - 3 года, но это, очевидно, без учёта воздуха + только обслуживающий персонал и экипажи подлодок, без гражданского населения./
**шпионы западных стран времен холодной войны дорого бы дали за такую специфическую информацию, однако же они ею не располагали, а вот я с вами поделюсь. =)
Как только подводная лодка заходила в док, из которого по технологии выпускали воду, рабочие оставались по колено в живой рыбе. Чтобы добро не пропадало, рыбу коптили прямо в горе. Струящийся специфический дымок мог служить сигналом того, что очередная советская лодка встала на ремонт.