Во времена СССР Крым называли иногда именно так. И было за что. Аэродромов и прочих стратегических об'ектов здесь было более чем достаточно. На одном из этих об'ектов довелось побывать в июле проездом. Совсем недавно тут была одна из крупнейших авиабаз Союза, а сейчас - сплошные развалины, за исключением ВПП (взлётно-посадочной полосы), которая была сделана из прочнейшего бетона и находится сейчас практически в идеальном состоянии.
Стрит-рейсеры, которые там проводят свои соревнования, со мной вряд ли согласятся, но как по мне - Багерово представляет собой сейчас грустное зрелище, навевающие мысль о том, что gloria mundi проходит куда быстрей, чем хотелось бы.
Ниже, под катом, микс из разных источников (все указаны, текст слегка правлен мною), фотографии (и что ещё найду) - в комментариях.
(Багерово)Итак, авиабаза Багерово. Находится в 3 км северо-западнее посёлка Багерово, в 14 км северо-западнее Керчи. Аэродром Багерово внеклассный, т.е. рассчитан на приём воздушных судов всех типов. Длина ВПП 3,5 км, ширина 100 м. С 1996 аэродром заброшен. (Википедия)
Насчёт создания - не раскопала, каюсь. Начнём со второй мировой.
Во время войны на этой авиабазе располагался штаб воздушного фронта. Наши летчики летали бомбить его, когда он был занят немецкой авиацией, затем сами садились и взлетали с него после освобождения Керчи. Чуть подробнее можно почитать тут.
После войны тут был создан 71-й полигон ВВС (в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 21 августа 1947 г.) с целью авиационного обеспечения проведения воздушных ядерных испытаний и отработки технических средств доставки ядерных зарядов, в качестве которых в то время могла использоваться только авиация. (Википедия)
/В те годы межконтинентальных баллистических ракет, способных доставить ядерный заряд до территории противника еще не существовало, поэтому первые атомные заряды разрабатывались для авиационных бомб с весогабаритными характеристиками, позволяющими использование их с дальнего бомбардировщика Ту-4. (отсюда)/
Срок формирования и оснащения полигона был приурочен к лету 1949 года, когда планировалось первое испытание ядерного заряда на Семипалатинском полигоне. В состав полигона входили три авиационных полка. (Википедия)
Главной изюминкой объекта была одна из трех наиболее мощных ВПП в стране, которая строилась в рамках проекта создания космического корабля многоразового использования "Буран". Предполагалось, что эта "взлетка" будет использоваться в случае аварийной посадки "Бурана". (Два других аналогичных объекта находятся на космодроме Байконур и на Дальнем Востоке.) Помимо "Бурана", багеровская взлетно-посадочная полоса позволяла поднимать в воздух и принимать все типы существующих военно-транспортных самолетов, в том числе тяжелые стратегические бомбардировщики. (отсюда)
Хорошо известно, что испытания отечественного атомного и водородного оружия проводились в Казахстане и на Новой Земле. Но базовый центр многих экспериментов находился в поселке Багерово близ Керчи. Здесь "изделия" готовились к испытаниям, с местного аэродрома поднимались самолеты-носители, поблизости работали научные учреждения, занимавшиеся анализом полученных результатов. (отсюда)
Самолет-носитель бросал на полигон бомбы, идентичные по форме, массе и размерам первой отечественной атомной РДС-1, с теми же взрывателями, но не ядерные, а с обычным взрывным устройством. Только после того, как крымские эксперименты прошли успешно, приступили к опытам с настоящими ядерными бомбами на восточных и северных полигонах страны.
Также самолеты с Багеровского аэродрома вылетали на полигон в Семипалатинск для участия в ядерных испытаниях. Они проходили сквозь облако, поднимавшееся после взрыва, и отбирали пробы воздуха и частичек радиоактивной пыли. После этого возвращались в Крым и здесь, на одном из участков аэродрома, проходили дезактивацию. Впоследствии техника и продукты дезактивации (вещества, заражённая земля и.т.д.) были захоронены в степи между пос. Багерово и Чистополье. Так называемый "Багеровский могильник" существует и сегодня, провоцируя различные слухи и недомолвки. (отсюда)
/Однако есть свои "но". Период полураспада продуктов ядерного взрыва короткий, самолеты приближаться к месту взрыва близко не могли, до взрыва опасно из-за электромагнитного импульса, после взрыва из-за опасности поражения летчиков в облаке (гриб). Дистанции от эпицента самолеты держат приличные. На заре испытаний самолеты прогоняли через облака продуктов, но это было давно и ни к чему хорошему не приводило, а самолет денег стоит. Заплатили за информацию поначалу, так сказать. Надо сказать, что самолеты, принимавшие участие в испытаниях на Семипалатинском полигоне, дезактивацию проходили в Ташкенте чуть ли не в центре города на аэродроме Тузель. Костюмы радиационной защиты конечно вызывали у окружающих невольный холодок в груди, но реальный фон вернувшихся самолетов не превышал нормы. Однако растворы после дезактивации собирали в емкости и увозили на захоронение, не потому, что фонили, а просто есть процедура и ее выполняли. (отсюда)/
А еще здесь отрабатывалась система радионаведения самолетов-снарядов на цель. В качестве цели использовался крейсер Черноморского флота "Красный Кавказ". По заявке испытателей он выходил из базы и курсировал в 20-30 км от южного берега Крыма, в районе мыса Чауда. В результате удачных испытаний крейсер и был потоплен в этом районе. (отсюда)
В 1970-1980-е годы в Багерово готовили штурманов для бомбардировочной, транспортной и морской авиации. Аэродром и училище выполняли роль центра доподготовки и переподготовки штурманов после училищ всего СССР. (Википедия) Последний выпуск был в 1996 году. (отсюда) После чего, собственно, аэродром и был закрыт и заброшен.
• гуглмэп (отсюда)
• Сайт выпускников Багеровского высшего военного училища штурманов
• Как был потоплен "Красный Кавказ"
• Авария двух самолётов МиГ-21СМТ 17 сентября 1986 года на аэродроме Багерово
• Как в СССР испытывали первую ядерную бомбу
• "Кузькина мать"(о создании бомбы, о Багерово упоминается во второй части, в конце второй части - литературственно про Сахарова)
• Невыдуманная история про отважного летчика
непотопляемый авианосец
Во времена СССР Крым называли иногда именно так. И было за что. Аэродромов и прочих стратегических об'ектов здесь было более чем достаточно. На одном из этих об'ектов довелось побывать в июле проездом. Совсем недавно тут была одна из крупнейших авиабаз Союза, а сейчас - сплошные развалины, за исключением ВПП (взлётно-посадочной полосы), которая была сделана из прочнейшего бетона и находится сейчас практически в идеальном состоянии.
Стрит-рейсеры, которые там проводят свои соревнования, со мной вряд ли согласятся, но как по мне - Багерово представляет собой сейчас грустное зрелище, навевающие мысль о том, что gloria mundi проходит куда быстрей, чем хотелось бы.
Ниже, под катом, микс из разных источников (все указаны, текст слегка правлен мною), фотографии (и что ещё найду) - в комментариях.
(Багерово)
Стрит-рейсеры, которые там проводят свои соревнования, со мной вряд ли согласятся, но как по мне - Багерово представляет собой сейчас грустное зрелище, навевающие мысль о том, что gloria mundi проходит куда быстрей, чем хотелось бы.
Ниже, под катом, микс из разных источников (все указаны, текст слегка правлен мною), фотографии (и что ещё найду) - в комментариях.
(Багерово)