В рамках терапии души посмотрела две очень разных, но и очень похожих киноленты. Досмотрела 4й сезон Торчвуда (
тут всё весьма точно написано, потворяться не буду) и впервые насладилась двухсерийным фильмом "Не покидай..."
Общее у этих вещей -- напоказ выставленная многогранность человеческой натуры. Не бывает исключительно злых людей -- но и исключительно добрых не бывает. Всё зависит лишь от точки зрения. Но это не страшно -- страшно, когда люди считают, что всё (и даже они сами!) зависит лишь от обстоятельств, и подчиняются этим обстоятельствам. Тогда и получаем: "Я всего лишь выполнял приказы!" и "План был его!"
Я не сравниваю, ибо зачем? Разные очень. Торчвуд я как-нибудь разок ещё пересмотрю (может, с родителями), а вот "Не покидай..." буду пересматривать часто, все три часа (найти бы в хорошем качестве). В общем-то, о британском сериале я уже писала, и много. А сейчас хочется мне обсудить наш фильм, да не с кем. Так что -- как и всегда в таких случаях -- фонтанирую сюда.
(про восхитительную недобрую сказку -- много, но спойлеры только в клипах)Я поняла, кстати, почему меня не цепляет почти вообще "голливуд" -- там редко есть жизнь. А со многими советскими фильмами -- не кино смотрю, оценивая актёрскую игру или от скуки вылавливая ляпы -- а проживаю то, что вижу. Наши актёры настолько становятся персонажами своими, что персонажи в свою очередь представляются людьми из плоти и крови.
И вот вам ярчайший пример из "Не покидай..." -- принц Пенапью. Это ходячее недоразумение со своим "ради гуманности!", этот "пылкий недотёпа", простодушный, открытый по-детски и искренний до потери пульса. Вы обратите внимание: ведь не только на Канцлера (по известной причине), но и на него тоже не действует "ботаника чудесная" -- он и так всё время говорит, что думает! Пятилетний Робер Эпинэ абидонского разлива. Как, скажите мне -- как?! -- его можно было сыграть, чтобы зрителя (тем более такого циничного, как я) не затошнило ни сразу же, ни потом? Это на бумаге можно, воображение выдюжит. А вот чтобы на экране... Снимаю шляпу перед Артёмом Тынкасовым. А Патрик Игоря Красавина, прекрасный правильный блондинистый безмолвный гениальный поэтческий вьюнош? Меня ведь такие обычно оставляют абсолютно равнодушной... Ну а королева Федосеевой-Шукшиной, умудряющаяся не потеряться на фоне прочих колоритных главных личностей? Как, как они это делают?! Это же персонажи-картонки, а они -- живут. Даже проходные, "кушать подано" и "в эпизодах" -- живут. Что уж говорить о бродячих артистах Жаке и Марте, лошаднике-короле, юной принцессе (пожалуй, Варвара Владимирова, дочь Фрейндлих, впечатлила меня больше всех, это же надо было так передать характер!), весьма коварном Канцлере с ошеломительно прекрасной супругой...
Да, Канцлер... ну вот слабость у меня к умным мужчинам. А уж к облечённым властью... "Комплекс кардинала", он самый, в полный рост. Навязчивые ассоциации с Ришелье Дюма усугубляются поначалу ещё и бордовым фраком. Второй человек в государстве, граф Давиль -- это, конечно же, давитель свободы и Зло а-ля натюрель. Главгад, то есть. С аллергическим насморком от персиков. "Они с детства ему вредны, а он забыл и скушал целое блюдо, представляете? Автоматически." Ну не прелесть? (Да, в первые минуты не могла отделаться от мысли, что его Охлобыстин играет. Мозгом-то, конечно, осознавала, что в титрах написано "Альберт Филозов", да и в 1989 году снимали.)
И -- барабанная дробь -- ах, какая женщина досталась Канцлеру в супруги... "Волоокая лань дипломатии" с чудным акцентом (Регина Разума родилась в Риге). Мало того, что Оттилия -- сестра королевы, так она ещё и умна, красива и язвительна.
Поистине неординарная, яркая пара, я долго буду ещё о них думать.
В конце сказки Добро вроде бы и побеждает Разум, но история не заканчивается -- она, скорее, обрывается. "Думайте сами, решайте сами..." Я предпочитаю думать, что все пережили тот день, но последствия расхлёбывали ещё долго. Ибо какими бы злобствами не прославляли Канцлера, он умён (хотя ему и можно вменить недооценку ресурсов). И про "бададовую корку" он, боюсь, прав.
И ещё, напоследочек: "если вдуматься... Неужели оставшимся в живых необходимо всё время вдыхать запах розы, чтобы банально не врать друг другу?"
Фильм волнует сердца и умы большого количества людей, как оказалось. Есть и сайт (с чатом и форумом), и много видео и немало фанфикшена (вот, например, кусочек "осовремененной" истории, и не менее забавная предыстория про "антилирический" насморк). А сценарий Полонского лежит здесь (и много других его произведений, если подняться на уровень выше).
Ну и два клипа. Песня Канцлера из фильма ("Надоедает быть вторым", на неё ещё клип по сериалу "Ришелье" есть, оттуда про фильм и узнала впервые). И спойлерная, но уж очень мне нравящаяся партия Оттилии -- "Памяти Канцлера" на песню Guillamette Канцлера Ги.